Маркетри – роскошный стиль мебели и декоративного искусства, характеризующийся изысканными узорами и изображениями, созданными путем инкрустации поверхности деревянных изделий дорогими отделочными материалами.
В переводе с французского слово означает видоизменять, расчерчивать.
Великолепие мебели, созданной по технологии маркетри, заключается в ее индивидуальности. Каждое изделие становится уникальным шедевром декоративно-прикладного искусства.
Маркетри чаще всего используют в мебельном производстве при изготовлении комодов, столов (в том числе игровых), шкафов, изголовий кроватей и кухонных столешниц. Отличительные черты мебели в маркетри-стиле – элегантность, роскошь и утонченность. Такие предметы интерьера особенно востребованы у ценителей изысканного дизайна.
Изящное старинное искусство инкрустации деревянных поверхностей элементами природы не теряет своей привлекательности. Оригинальная мебель и элементы отделки в данном стиле позволяет дизайнерам нестандартно оформлять помещения, внося в современные интерьеры нотки респектабельности и королевского шарма.
Технология маркетри
Технология маркетри по дереву заключается в облицовке сравнительно недорогой древесины тонкими (не более 3 мм) пластинами шпона более дорогих пород.
Мастер делает насечки или вырезает выемки в основе по заранее разработанному проекту, заполняет углубления другими материалами в определенной последовательности, наносит специальный клеящий состав, а после высыхания доводит поверхность до идеально гладкого состояния и лакирует ее или покрывает защитным составом.
Какие материалы используются при производстве
Основным элементом маркетри являются древесина и натуральный шпон различных пород. В результате удается добиться интересного художественного эффекта, а на выходе получается уникальное полотно с неповторимым рисунком.
В качестве декора используются различные виды шпона:
натуральный и модифицированный;
лущеный и строганый;
стволовой и корневой;
волнообразный (тангенциальный) и радиальный.
На декоративные качества мебели влияет также распил древесины и наличие дефектов на них. В данном случае природные изъяны только добавляют ценности инкрустации. Главное, правильно их обыграть.
Внешний вид зависит от:
толщины отделочного материала (от 0,5 до 2 мм);
способа прессовки: горячим, холодным или вакуумным методом;
типа обработки (обжиг, гравировка, затенение песком, подкрашивание отдельных элементов);
Несмотря на то, что маркетри-искусство тяготеет к деревянной мозаике, помимо шпона в отделке используют и другие материалы, такие как слоновая кость, мрамор, перламутр, керамика, металлы, кости, поделочные камни и кожа.
Виды техники маркетри
Мастера маркетри создают красочные и реалистичные изображения, абстрактные узоры, геометрические фигуры и флористические мотивы, достигая удивительной детализации и красоты.
Популярные техники инкрустации древесины
Интарсия – мозаичное сочетание двух пород дерева разной текстуры и цвета. Сначала в деревянной панели вырезаются канавки, а затем полости заполняются тонкими фрагментами шпона.
Облицовка – наклеивание фигурных кусочков или полос древесины на другие изделия. Изящный способ декорирования мебели.
Насечки – метод отделки с применением металла, костей и рогов.
Каждая из этих техник предполагает прикладывание невероятных усилий, ведь работа требует усидчивости и терпения. При этом мастер по маркетри должен обладать художественным чутьем и уметь работать с режущими инструментами. Для изготовления насечек и углублений используются резаки, острые ножи со съемными лезвиями, а для обработки – прикатки, гумирки, шлифовальное и другое профессиональное оборудование.
Немного истории маркетри
Предметы интерьера и отделки, выполненные в маркетри-стиле, свидетельствуют о статусности владельца. Богатство цветовой палитры природных материалов позволяет мастерам создавать разнообразные сюжеты и орнаменты.
Современное оборудование и веками отточенные техники снижают трудозатраты. И сегодня изящная мебель, инкрустированная шпоном ценных пород, становиться уже не роскошью, а частью изысканного интерьера. Конечно, так было не всегда.
История создания – начало
Предшественником роскошного стиля можно смело назвать древних египтян. Археологи обнаружили инкрустацию гробницы фараона Тутанхамона. Она была украшена интегрированными в основу последней опочивальни правителя Египта деревянными вставками из черного дерева и кедра. Последователи нового направления появились и в Римской империи, правители которой тяготели к роскоши.
Уже в те далекие времена жили мастера художественной резки, умеющие сочетать различные материалы. Чаще всего это были натуральные камни, керамику и дерево. По степени мастерства их произведения можно назвать шедеврами. Но отсутствие специального оборудования не позволяло мастерам быстро работать. На создание уникальных изделий уходили месяцы кропотливой работы.
Эпоха возрождения
После падения Римской империи наступила эпоха запустения. Люди старались выжить и мало обращали внимание на культуру.
Начиная с XI и вплоть до XIII века, технику инкрустации начали использовать итальянские архитекторы из Флоренции и Неаполя. В Италии и Испании с завидной регулярностью стали появляться белоснежные здания и постройки, щедро украшенные мозаичным полотном из цветного стекла, мрамора и драгоценных камней.
Следом за итальянскими коллегами пальму первенства в умении украшать дома перехватили французы, а затем к ним присоединились мастера из Германии и Голландии. Это случилось в конце XVI – начале XVII века. Широкому распространению техники способствовало изобретение станка для распила массива дерева на тонкие полоски и развитие судоходства. Редкие породы дерева привозили в Европу из Америки, Азии и Африки, а процесс обработки стал значительно дешевле.
Технологии и материалы позволяли изготавливать уже не только предметы мебели, но также музыкальные инструменты, картины религиозной, мифологической или исторической направленности. Мастеров того времени заслуженно называли ювелирами мебельного искусства.
Триумфальное шествие в России
Идейным вдохновителем развития художественной инкрустации мебели в России стал Петр I, а уже при Екатерине II техника изготовления потрясающих изделий из дерева достигла своего апогея. Императрица ввела в моду меблировку царских палат роскошными бюро, комодами и столами цилиндрической формы, щедро украшенными инкрустацией.
Сначала мебель выписывали из-за границы, но с течением времени в Российской империи появились свои мастера.
Суть техники маркетри
Процесс создания маркетри чрезвычайно трудоемкий и требует мастерства и внимания к деталям.
Если в качестве основы используется фанера, оргалит или деревянная плита, то сперва мастер подбирает виды древесины с разными оттенками и текстурами, которые будут использоваться в узоре. Мастер готовит поверхность (шероховатость не должна превышать 50 мкр), заделывает сколы и царапины, если такие есть.
Последовательность работ по маркетри
мастер продумывает эскиз;
создает шаблон и переносит его на миллиметровую бумагу;
режет ножом тонкие полоски или кусочки материалов, ориентируясь на оттенок древесины и направление волокон;
собирает детали воедино, приклеивает их на скотч, стараясь не оставлять даже самых мелких зазоров между элементами и, тем более, их смещения;
аккуратно соединяет готовый узор;
приклеивает заготовки по всем швам к поверхности;
кладет под пресс, предварительно накрыв основу вощеной бумагой, на 2-3 дня;
циклюет и шлифует поверхность, доводя ее до максимальной степени гладкости;
покрывает готовое изделие защитным составом.
Главная сложность заключается в подборе полутонов и вырезании элементов. Кромки шпона вырезают под углом с разным уклоном, чтобы получилась идеально выстроенная композиция. Мастера годами оттачивают мастерство работы с различными видами шпона из прочных и хрупких пород дерева. Они знают, какое усилие нужно приложить, чтобы не испортить материал.
Реализация сложных идей требует специальной проработки деталей. Чтобы добиться нужного оттенка, применяются натуральные красители (горячий песок, масло), используется техника морения, травления или гравировки.
Современные технологии позволяют воспроизводить в мебели любые сюжеты. Для этого берется изображение (фотография, картина) и на ее основе прорисовывается макет. Затем маркери-мастер растушевывает эскиз, добиваясь нужного эффекта, после чего подбирает к каждому полутону (а их может быть несколько десятков) свой шпон.
Техника создания мозаики примерно такая же:
подготавливается основа – на заготовку приклеивается компенсирующий слой шпона;
рисунок собирается из сотен деталей;
элементы приклеиваются к поверхности при помощи дисперсионного клея, который при высыхании не образует разводов и превращается в прозрачную пленку;
собирает детали воедино, приклеивает их на скотч, стараясь не оставлять даже самых мелких зазоров между элементами и, тем более, их смещения;
изделие накрывают вощеной бумагой и помещают под горячий пресс;
после высыхания поверхность трижды покрывается защитным составом (например, нитроцеллюлозным лаком) и полируется.
Обе техники носят название интарсии. Суть метода заключается в создании фигурного узора, выполненного из элементов шпона и уложенных в деревянную плиту-основу. Все детали должны быть правильно вырезаны и идеально подогнаны по кромкам.
Инкрустация выполняется из дорогостоящих материалов. Естественно, инкрустированная мебель выглядит более солидно и дорого.
Отличия маркетри и паркетри
Термин маркетри впервые появился во Франции. Название дало сочетание двух слов marque (складывать, размечать, сортировать) и try (дерево).
Первая технология инкрустации называлась интарсия кропотливая (tarsia certina). Техника заключалась в тщательном вырезании деревянных элементов с их последующей укладкой в подготовленные в основу. Затем после падения Римской империи в эпоху Возрождения итальянские мастера-краснодеревщики возродили традицию отделки мебели декоративными материалами и назвали технику tarsia geometrica. Ее основное отличие от предшественницы состояло в том, что узор или рисунок не врезался в основу, а собирался отдельно и уже после сборки приклеивался к поверхности.
Так появилось два разных понятия – маркетри (мозаичное полотно из шпона) и паркетри (царский паркет).
Основные отличия маркетри и паркетри
Маркетри предполагает создание сложных динамических сюжетов с уникальным рисунком.
Паркетри имеет вид абстрактного орнамента с ритмически повторяющихся узоров со строго выверенными геометрическими линиями (квадратами, ромбами, прямоугольниками).
Опытные мастера часто сочетают обе техника, добиваясь невероятно роскошных композиций.
Стол на заказ
Мебельная фабрика NAPILILI предлагает обеденные и журнальные столы. В наличии популярные модели столов в скандинавском и экостиле. Вы можете выбрать один из готовых вариантов мебели или заказать эксклюзивный стол на заказ по индивидуальному эскизу.
Приезжайте в шоу-рум NAPILILI, чтобы вживую посмотреть все модели столов и познакомиться с палитрой оттенков.